Make money, not art. Почему «Кролик» Джеффа Кунса обошелся новому владельцу в $91 млн

Эксперты

основатель галереи украинского современного искусства Аrt Me Gallery Ольга Федоровская

Вас тоже удивляет стоимость объектов современного искусства? Скульптура Джеффа Кунса «Кролик», проданная 15 мая на аукционе Christieʼs в Нью-Йорке, стала самой дорогой работой живого художника, когда-либо проданной на аукционе. Цена лота с налогами составила 91 075 000 долларов, приобрел скульптуру арт-дилер Роберт Мнучин, отец министра финансов США Стивена Мнучина.

Скульптура «Кролик» высотой около метра была создана из нержавеющей стали в 1986 году, несколько лет выставлялась в нью-йоркских галереях, а в 1992 году работу приобрел медиамагнат Сэмюэл Ирвинг Ньюхаус-младший. Он заплатил за «Кролика» около миллиона долларов.

Новый владелец скульптуры, интересы которого на торгах представлял Роберт Мнучин, – миллиардер Стивен Коэн, основатель хэдж-фонда Point72 и один из крупнейших коллекционеров искусства в мире. Коэн занимает 101-е место в списке Forbes с состоянием $12,9 млрд.

Почему же «Кролик» обошелся ему так дорого? Арт-стратегия его автора построена как бизнес-стратегия. Джефф Кунс – художник для богатых, и при этом – самый богатый художник в мире. За что в его адрес нередко звучат упреки в стиле «это бизнес, а не искусство». Искусствоведы не столь категоричны, и основную ценность работ видят в их уникальности – подражать и копировать стиль Кунса никто не пытается. Повторить «Сидящую балерину» – все равно что пытаться подделать Эйфелеву башню.

В 2007 году за скульптуру Кунса «Висящее сердце (пурпурное)» украинский миллиардер Виктор Пинчук заплатил 23,6 млн долларов. Почему подобные приобретения – это не риск и не выбрасывание денег? Просто потому, что каждая следующая сделка удорожает объект, и в итоге количество вложенных при перепродажах средств не дает работе обесцениться.

В творчестве художника «Кролик» – важное произведение. Воспоминание детства (в родительском саду стояла кроличья фигурка), объединение сексуальности в стиле Playboy и известного пасхального символа.

Продажа «Кролика» за рекордную сумму в 91 миллион – определенный маркер развития мирового арт-рынка. Современное искусство становится все более популярным объектом инвестирования, оставаясь при этом увлечением для элит. Стоимость художественных работ зависит от уровня жизни потребителей. Чем он выше, тем дороже могут стоить работы. Четыре крупных мировых мегаполиса – Нью-Йорк, Лондон, Пекин и Гонконг – обеспечивают 82% рынка современного искусства в денежном эквиваленте, и только 17% – в объеме проданных лотов.

Существуют и ментальные различия; если на постсоветском пространстве искусство – это все еще покупка «для души», то в западных странах – вложение денег. Давно сформированный зарубежный арт-рынок является полноценным инвестиционным инструментом, и критерием выбора для коллекционеров становится статусность и ликвидность объекта.

Чтобы вы не посчитали коллекционеров бездушными, замечу, что все крупные коллекции в мировой истории не имели своей целью быть перепроданными. Их составляли увлеченные люди, приобретая работы по личному вкусу. Как предмет капиталовложения искусство стали рассматривать в конце 1980-х: молодые инвестбанкиры с Уолл-стрит начали активно вкладываться в работы современных художников, а банки – создавать активы из предметов искусства и даже предоставлять арт-консультации. Насколько это удачная инвестиция, можно судить на примере Lehman Brothers – инвестиционного банка, который продал свою коллекцию на лондонском аукционе Christie’s в 2010 году за 1 641 613 фунтов и смог расплатиться с кредиторами.

Произведения авторов, которые входят в контекст мировой художественной истории, – инвестиция, приносящая своему владельцу около 20% прибыли ежегодно. Подход не циничный, а разумный. У грамотного коллекционера коммерческий интерес не входит в противоречие с душевной привязанностью к стилю, жанру, определенному периоду творчества художника. Он не задается вопросом «Зачем я потратил деньги на картину», понимая, что на самом деле вложил их, а в идеале – приумножил.

Фотогалерея

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Бьюти-минимум. Как ухаживать за кожей осенью Эксперты

Бьюти-минимум. Как ухаживать за кожей осенью

Татьяна Святенко
Татьяна Святенко
профессор, доктор медицинских наук, эксперт МОЗ по специальности «Дерматология»
Новинки недели: детская парфюмерия на основе термальной воды и Инстаграм-макияж Эксперты

Новинки недели: детская парфюмерия на основе термальной воды и Инстаграм-макияж

Яна Панюшкина
Яна Панюшкина
редактор The Page Style
На два метра ближе к Богу. Чему нас учит верховая езда Эксперты

На два метра ближе к Богу. Чему нас учит верховая езда

Маргарита Яковлева
Маргарита Яковлева
журналист, продюсер фильма «Слово Праведника»