Без лица. О чем рассказывают образы в картинах Бруно Шульца

Эксперты

журналист, продюсер фильма «Слово Праведника» Маргарита Яковлева

В Киеве презентовали результаты pre-production полнометражного фильма «Мессия, или Полтора города», посвященного творчеству писателя и художника из Дрогобыча Бруно Шульца. Он стал одним из высоких гениев европейской литературы, которого сравнивают с Францом Кафкой.

Самое страшное произведение Франца Кафки называется «Америка». Это роман о молодом мальчике из Европы, которого родители отправляют в США. Приехав в Нью Йорк, он сначала попадает в немилость к принявшим его родственникам. Мальчика выгоняют на улицу, где сразу же грабят, потом он чудом устраивается на работу в дорогой отель и становится прислугой откровенных мошенников, которые угрожают его жизни.

В самом конце герой в толпе таких, как он сам, бедолаг садится в поезд и едет, а в это время нагнетается чувство отчаяния. На этом роман заканчивается. Читателю очевидно, что поезд везет героя к гибели. Зная историю XX века и перечитывая этот роман, волосы становятся дыбом.

kadishman-2.jpg

Фото: Jewish Museum Berlin

Франц Кафка умер за 15 лет до Холокоста, но в Америке он пишет, словно о судьбах всех еврейских детей, которых сначала выставили на улицу, потом ограбили, потом заставили работать в ужасных местах, а в конце посадили в поезда, и вы знаете, куда привезли.

Бруно Шульц из Дрогобыча, которого часто сравнивают с Кафкой, погиб во время карательной акции. Он работал на офицера гестапо Феликса Ландау – разрисовывал стены в детских комнатах его дома сказочными историями. Он был предупрежден о том, что 19 ноября в Дрогобыче будет проходить карательная акция, и все равно вышел на улицу.

Один из пророческих мотивов в творчестве Шульца — трансформация лиц, когда героям нужна только половина лица, на которую сейчас смотрят. Для фильма «Мессия» нарисована анимация по мотивам произведений Шульца: люди ходят по городу и теряют лица.

В Еврейском музее в Берлине есть инсталляция выдающегося израильского скульптора Менаше Кадишмана «Опавшие листья». Это более 10 тыс. разложенных по полу в несколько слоев стальных листов в форме человеческих лиц с глазами и открытыми ртами. Посетителям предлагают пройтись по ним. И делать это бесшумно невозможно. Автор говорил, что, ходя по ним, люди возвращают себе голос.

kadishman.jpg

Фото: Jewish Museum Berlin

Образ трансформации лиц взывает к высокой еврейской мистике как предчувствия чего то рокового. על הפנים, что на иврите означает «на лице», можно описать и словом «катастрофа», которым назван Холокост. Также в еврейской мистике можно найти истории о том, что наши души никогда не умирают и много раз возвращаются в этот мир, что дарит надежду.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Как выбрать качественный пуховик Эксперты

Как выбрать качественный пуховик

Мария Монтьева
Мария Монтьева
сооснователь бренда пуховиков MoonGoose Outerwear
Бьюти-минимум. Как ухаживать за кожей осенью Эксперты

Бьюти-минимум. Как ухаживать за кожей осенью

Татьяна Святенко
Татьяна Святенко
профессор, доктор медицинских наук, эксперт МОЗ по специальности «Дерматология»
Каким будет Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» Украина

Каким будет Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр»